Название: Армейская история
Название зарубежное: A Soldier's Story
Год: 1984
Страна: США
Слоган: «Alone, far from home, and far from justice, he has three days to learn the truth about a murder...and the truth is a story you won't forget»
Режиссер: Норман Джуисон
Сценарий: Чарльз Фуллер
Продюсер: Норман Джуисон, Рональд Л. Швари, Чарльз Милхопт
Оператор: Рассел Бойд
Композитор: Херби Хэнкок
Художник: Уолтер Скотт Херндон, Томас Л. Ройсден
Монтаж: Кэролайн Биггерстаф, Марк Уорнер
Жанр: криминал, драма, детектив, военный
В ролях: Ховард Э. Роллинз мл., Адольф Цезар, Арт Эванс, Дэвид Алан Грир, Дэвид Харрис, Деннис Липском, Ларри Райли, Роберт Таунзенд, Дензел Вашингтон, Уильям Аллен Янг
Продолжительность: 101 мин. / 01:41
Описание: Вторая мировая война. На американской военной базе ЧП: застрелен сержант- афроамериканец Уотерс. Расследование убийства поручено капитану Дэвенпорту, чернокожему армейскому юристу. Белые офицеры и черные солдаты поражены таким назначением. Приступив к допросам, Дэвенпорт быстро понимает, что на помощь в поисках истины ему не стоит рассчитывать...
Ключевые слова : драма, детектив, военный, преступления
Канадский режиссёр Норман Джуисон уже с 34 лет начал работу на этом поприще, стартовав ещё в 1960-ом году, работая тогда в основном на ниве телевидения и с сериалами. Но позже он стал пробовать свои силы в полнометражном художественном кинематографе, заработав там себе имя, и до выхода судебной драмы 'Армейская история', стоит выделить ещё одну ленты подобного жанра 'Правосудие для всех' 1979-го года выпуска, где феноменальную роль адвоката сыграл Аль Пачино. 'Армейская история' же получила аж три номинации на 'Оскар': за 'Лучший адаптированный сценарий' (Чарльз Фуллер), 'Лучшую мужскую роль второго плана' (Адольф Цезар) и даже за 'Лучший фильм'. Хотя, признаюсь, что несмотря на эти достижения, всё-таки всё то же 'Правосудие для всех' смотрится сильнее, нежели 'Армейская история', но это, как говорится, дело вкуса каждого из нас. Фильм поставлен по пьесе, которую-то и написал Чарльз Фуллер, позже адаптировавший своё произведение для киноэкрана. В нём речь идёт про расследование, которое связано с убийством чернокожего сержанта Уотерса (Цезар). Расследованием руководит ещё один чернокожий военный - капитан Дэвенпорт (Ховард Э. Роллинз младший). Капитан ведёт себя стойко, всем своим видом демонстрируя, что в его руках правосудие слепо, и он не отступит от дела пока не разберётся во всех его нюансах. Постепенно Дэвенпорт узнаёт ближе те правила, которые царят на военной базе, узнаёт о том, что расистские выпады далеко не одиночные случаи, существует и дедовщина в казармах. И вроде бы всё указывает, что убийство произошло на почве расовой ненависти, есть постоянные намёки на существование членов Ку-Клукс-Клана возле базы, но капитан Дэвенпорт не верит в эту очевидность, показания солдат явно ведут его в другую сторону. Вскоре ему предстоит сделать очень сложный выбор... В 1984-ом году, когда вышла 'Армейская история', жюри многих конкурсных кинофестивалей любили подобного рода кино, ведь тогда уже во всю говорилось про скорейшее отрицание и уничтожение любых проявлений сегрегации на почве расовой принадлежности. Так что весьма легко понять, почему же довольно крепкий, но всё же не шедевральный фильм 'Армейская история' стал троекратным номинантом на 'Оскар'. Однако стоит понять, что употребление словосочетания 'не шедевральный' вовсе не обозначает, что 'Армейская история' плохой фильм. Опытный и грамотный режиссёр Норман Джуисон уверенно его поставил, сделал в нём акценты, и вывел в нём изрядную долю детектива, где зрителю предоставляется возможность постепенно и тщательно из кусочков собирать мозаику ситуации, приведшей к убийству. Чарльз Фуллер по драматизму обстоятельств написал что-то подобное самой Агате Кристи, где не стоит заранее вешать кому-то ярлык убийцы, потому что вот эти самые обстоятельства, их побочные нюансы, ускользающие первоначально от внимания, приведут к совершенно неожиданному финалу. Норман Джуисон на примере своей работы над этой картиной показал, что чернокожие актёры могут заслуживать уважение своей игрой. В этой картине Вы сможете наблюдать тридцатилетнего тогда Дензела Вашингтона. Для него роль в 'Армейской истории' станет всего лишь второй по счёту в полнометражном художественном кино. Его персонаж будет редко появляться в кадре, Вашингтон сыграет второстепенную роль, но всё-таки важную и с репликами, а его-то история будет как раз из тех самых 'побочных', о которых я выше упоминал. Основные же действующие персонажи - это, естественно, герой Ховарда Э. Роллинза младшего. Актёр играет вышколенного солдата, умного и непроницаемого, с холодной уверенностью в правосудие. Очень сильный типаж, внутренне со стальным стержнем. Очень и очень хорошая роль. Адольф Цезар со своим Уотерсом будет появляться в так называемых флэшбеках и по ним мы узнаем этот персонаж. За небольшое экранное время Цезар успел раскрыть своего героя, показав очень точную и яркую игру. Наверное, только такие люди как Уотерс и могли бы добиться чего-то на службе, несмотря на то, что из-за его цвета кожи ему мало что светило в военной карьере. Поклонники цельных, крепких судебных детективов не должны проходить мимо этой ленты и насладиться его развитием. Заранее предупреждаю: не стоит искать убийцу Вам самим, потому что Вы его не раскроете, а только в лучшем случае угадаете. Хотя может так проверите свою интуицию. Также фильм хорошо смотрится по актёрской игре, где выделяются Ховард Э. Роллинз младший и Адольф Цезар. Ещё в 'Армейской истории' во второй раз в своей карьере снялся сам Дензел Вашингтон. В общем, понравился если Вам фильм 'Несколько хороших парней', то и этот тоже не должен разочаровать Вас.