Название: Свободное радио Альбемута
Название зарубежное: Radio Free Albemuth
Год: 2010
Страна: США
Слоган: -
Режиссер: Джон Алан Саймон
Сценарий: Джон Алан Саймон, Филип К. Дик
Продюсер: Элизабет Карр, Стефен Немет, Дэйл Розенблюм
Оператор: Патрис Люсьен Коше, Джон Феликс
Композитор: Ральф Грирсон, Робин Хичкок
Художник: Алан Е. Мураока, Джейми Бон, Мишель Муноз
Монтаж: Фил Норден
Жанр: драма, фантастика
В ролях: Джонатан Скарф, Ши Уигхэм, Кэтрин Уинник, Аланис Мориссетт, Ханна Р. Холл, Элиз Эштон, Кэрол Эйвери, Том Бейер, Нэнси Лайнхэн Чарльз, Джозеф Кинтрон
Продолжительность: 111 мин. / 01:51
Описание: Бывший студент университета Беркли Ник Брейди неожиданно начал слышать некие «голоса». Для начала «голоса» сообщили Нику, что его маленький сын нуждается в срочной операции. Дальнейшее общение с загадочными «голосами» переворачивает всю жизнь Ника Брейди...
Ключевые слова : фантастика, драма
Ник Брейди начинает слышать голоса, которые ему передает спутник Земли. Так Ник налаживает контакт с ВАЛИСом, правда, односторонний. ВАЛИС представляется чем-то вроде интеллектуальной информационной системы, способной направить человечество по правильному пути. За ней стоит инопланетная раса, желающая дать людям ключ к подлинному развитию и освобождению. Однако на Земле воле ВАЛИСа противостоит американское правительство, которое жестоко расправляется со всеми, кто вступал с ним в контакт. Фильм посвящен противостоянию группки людей, познавших откровение ВАЛИСа, с монструозным правительством США, выступающим против подлинной свободы человека. В фильме собран концентрат идей Дика, которые были рассыпаны по его поздним произведениям. Объединяет их страх перед государством, который возник у писателя после обысков в его доме. Но Дик и режиссер вслед за ним идут дальше просто критики государства, они замахиваются на деконструкцию самой идеи американской демократии, которую считают глубоко фальшивой. Америка изображена полицейским государством, охваченным паранойей. Методы взаимодействия государства и граждан находятся за гранью права и основаны на грубой силе. Поэтому неудивительно, что в такой стране зреет революционный переворот. Принципиальный здесь является то, что этот переворот не будет представлять собой смены одного правительства на другое. Это будет чем-то вроде революции духа, которая откроет ограниченность традиционного человеческого мироустройства. В основе его будет лежать трансформация человеческой природы, осуществленная с помощью инопланетных знаний. Одно это выводит фильм за рамки примитивных американских шпионских боевиков. Вообще эта экранизация Дика – одна из самых вдумчивых. Во-первых, здесь нет погони за красочностью визуализации сюжета. Во-вторых, само построение повествования предполагает более продвинутого зрителя, готового погрузиться в рефлексивные диалоги персонажей. В-третьих, здесь напрочь отсутствует голливудская крутизна по причине, вероятно, независимого финансирования фильма. И, в-четвертых, это фильм именно об идеях Дика, а не о его эффектных сюжетах, основанных на играх с пространством и временем. Если смотреть фильм вдумчиво, то можно реконструировать важную идею Дика о единстве религиозного опыта. Конечно, она была сформулирована раньше феноменологами религии, но Дик, вероятно, дошел до этого сам через собственные видения. В некоторых произведениях он демонизировал Советский Союз, однако в «Радио Альбемута» он допустил отдельных русских к откровению ВАЛИСа наравне с американцами. Высшая форма жизни, к которой человек должен прийти с помощью инопланетных знаний, должна быть свободна от политических предрассудков. Дик верит в христианскую идею бессмертия души, но под душой он понимает некое трансцендентное вложение, имеющее форму яйца во лбу и оставленное инопланетной расой. Поэтому смерть протагониста, которая обставлена в фильме с редкой силой трагичности, заставляющей вспомнить о классике антиутопий вроде «1984», несмотря на серьезное впечатление, производимое на зрителя, в конечном итоге воспринимается с религиозной верой в переселение души. Поэтому Дик в конечном счете остается оптимистом, несмотря на страх и ненависть, которые он испытывал по отношению к самой идее государства. К тому же в фильме был выведен и сам Дик. В конце фильма он был фактически уничтожен властью, но сумел сохранить себя как личность – через ежедневный тайный писательский труд в тюрьме. Вера в лучшее будущее для человечества его не покинула.
Перевод: одноголосый закадровый